Что такое авторское право?
мы будем говорить об интеллектуальной собственности само выражение интеллектуальная собственность появилось не так давно я еще помню тот период когда юрист плевались услышав это и вообще говоря об интеллектуальной собственности римские юристы бы даже не поняли что имею ввиду дело в том что в античности когда картина рисовали очень долго и настоящими красками а книги писали на папирусе на пергаменте никому не пришло бы в голову преследовать того кто переписал твою книгу чтобы пользоваться и самостоятельно и было понятно что такие явления очень редки и не принесут большой прибыли переписчиком или копировальщик am опять же чем больше распространялась произведение тем больше слова получал автор и тем он больше мог рассчитывать на хорошее место при дворе короля или при религиозном престоле ситуация кардинально изменилась когда было изобретено книгопечатание и здесь юристы столкнулись с тем что нет какой-то готовой концепции почему автор книги имеет на нее какие-то права и что делать если кто-то взял и скопировал чужую книгу не заплатив ни копейки и в настоящему автору этот вопрос удалось относительно быстро решить начиная с полного запрета на нелегальной типографии и заканчивая определенными юридическими конструкциями эти юридические конструкции попали в международной конвенции в конце прошлого века и поэтому концепции интеллектуальной собственности и и юридическое регулирование примерно одинаковое в разных странах потому что это регулирование появилась недавно сама концепция интеллектуальной собственности появилась недавно авторские права патентные права это сравнительно новое изобретение поэтому и в нашей четвертой части гражданского кодекса где урегулирован этот вопрос его французских немецких английских аналогах мы увидим примерно одно и то же в отличии скажем от земельного права или судебной процедуры которая развивалась уже очень давно и очень сильно разных сторонах друг от друга отдалилась так что же такое интеллектуальную собственность как появились эти сложные юридические концепции ну первый из них стала концепция авторских прав она же наиболее очевидно когда у юристов возник вопрос как автор может обосновать принадлежность себе свое произведение юрист придумали такой простой ответ автором является тот кто произведения создал у этого автора имеется ряд личных неимущественных прав которые он не может передать и ряд имущественных прав то есть основанных на неких имущественных выгодах и вот эти имущественные права автор может передать другому что входит в личные неимущественные права прежде всего это право на имя автор имеет право чтобы его имя было указано на обложке книги на подписи картине и так далее и если вы передали книгу например в издательство а издательство издало и под именем целый директор они вас то вы можете подойти к издательству и потребовать чтобы они либо перепечатали весь тираж либо его просто забрали уничтожили потому что вы автор этого права и мне отдавали и юридически вы даже не можете это право им отдавать соответственно если какой нибудь ленивый студент заказал дипломную работу в интернет источника и этот internet anonym написал ему диплом то теоретически интернета на нем может потребовать чтобы на дипломе стояла его имя они имя заказчика и будет совершенно прав потому что право на имя автора невозможно передать по закону существует также право на защиту произведений от искажений возможно вы слышали про того книгу который называется гордость и предубеждение и зомби не знаю как там был решен вопрос с авторскими правами но если вы напишите книгу скажем про московский университет а кто-нибудь включать туда зомби не хорошее действие которой главный герой групп начнет совершать или просто изменит имена это повод для того чтобы подать иск и запретить изменение книги убрать искажения и написано распечатать тираж в первозданном виде это называется личное неимущественное право на защиту произведения от искажений существует также ряд имущественных прав которые автор может передать передать их за деньги за периодический процент выплачиваем им ему зависимости от продаж это называется роялти за фиксированную сумму или за просто так задаром за хорошая красивая глаза издательство эти права называются имущественными и они могут быть переданы по договору какие-то договоры мы рассмотрим позже концепция авторских прав как вы уже поняли строится на том что автор создал произведение и права принадлежат автору но на самом деле все не так просто ведь тот кто создал произведение не где-то не фиксирует у нас не существует какого-то универсального реестра авторов где будет перечислено кто что создал к то что написал к то что изобразил но это нормально потому что такое реестр иначе занимал больше много места представьте себе каждый ваш пост вконтакте это объект вашего авторского права соответственно его тоже было пришлось занести этот реестр каждый слова которые вы сказали в жизни каждое произведение искусства каждый ваш конспект который вы написали на лекции это объект вашего авторского права и никто не может взять его и их сдать без вашего согласия даже stampede посмертное собрание сочинений авторские права действует и после смерти автора но об этом чуть позже и так что касается доказывания если возникает вопрос кто из нескольких людей является автором произведения то есть если один издает произведение получать с этого прибыль а другой говорит нет я автор и мне должно принадлежать право на издание происходит суд и в ходе этого суда изучается кто раньше получил спорное произведение ведь невозможно доказать что человек действительно придумывает мы не можем залезть человеку в голову поэтому был изобретён такой простой способ у кого произведения казалось раньше тот и автор соответственно если у вас сохранились черновики если у вас сохранились какие-то промежуточные варианты доказать авторство легко но как быть если в нынешней ситуации черновики все у вас находятся на компьютере и вообще в облаке и промежуточные варианты ничего не докажут существует несколько спорных методов как вы понимаете ни один из методов не является и даже не может является стопроцентным потому что авторство то есть переход произведений из вашей головы на бумагу или на холст невозможно никак доказать и поэтому все виды доказывания имеют лишь относительный вес скажем существует такой традиционный метод как отсылка произведение самому себе по почте берешь и рукопись печатаешь ее на принтере запаковывают в конверт несешь на почту и отправляешь себе самому на адрес приходит конверт со штемпелем на котором указаны дата отправления соответственно если автор называет суд он может прийти с таким конвертом и показать вот не скрытый конверт там лежит мое произведение а вот дата на которой произведений уже была у меня и скорее всего это будет действительно очень ранняя дата учитывая что автор действительно автор есть более сложный метод скажем нотариус заверяет подпись человека точно так же как и на документе он может это сделать и скажем на фотографии автор приносит фотографии нотариуса просит доверить свою подпись на этой фотографии нотариус заверяет подпись стоит печать и ставит дату заверено такого-то числа такого-то месяца такого-то года следовательно на фотографии появляется время зафиксированное не автором а нотариусом это тоже будет иметь очень серьезный вес суде существуют и частной организации которые предоставляют подобные услуги некоторые не хранят произведения это называется депонирование то есть вы можете сдать скажем российское авторское общество свое произведение картину или книгу и они подтвердят что на такой то момент книга поступила к ним от так вот человека как вы понимаете это не стопроцентная способ авторы часто спрашивают о своих юристов и у меня точно также часто спрашивали а как гарантированно защитить моё авторство на произведения ответ простой никак невозможно защитить свое авторство на произведение можно только максимально себя обезопасить с точки зрения рисков то есть если вы сделали фотографию подтвердили даты и создание скажем через нотариуса и после этого фотография еще месяц у вас лежала никуда вы не передавали то можно быть уверенным что в случае суда ни у кого эта фотография не окажется с более ранней датой хотя конечно в каждой ситуации могут быть свои исключения как я уже сказал авторские права защищаются и после смерти автора если быть точным то они защищают в течении 70 лет после смерти автора соответственно наследники этого автора могут требовать компенсации если нарушены его права если издательство не платит в роли lte и так далее после прошествия этих 70 лет произведений приходят в общественное достояние так называемый public domain в общественном достоянии произведений может использовать каждый получая прибыль не получая прибыль каким угодно способом но есть одно важное замечание даже в ходе использования произведения общественно достояний нельзя отказывать автор в его правильно имя и нельзя искажать произведения потому что даже произведение защита имущественных прав на которые уже прошла пользуются защитой неимущественных прав которым относится право на имя и право на защиту от искажений и любой гражданин может подать иск в защиту уже умершего автора например подать иск каком-нибудь издателю который и зал лего толстого под своей фамилией хочу рассказать еще один интересный случай несколько лет назад вы наверняка помните был скандал связанный с вконтакте из аудиозаписи стали попадать треки наподобие пение соловья или реквиема моцарта и конечно же сообщества сразу запестрели демотиваторами и мемчиками на тему того какие вконтакте сидят идиоты если удаляет моцарта по требованию правообладателя в школьные логике есть один просчет который каждый юрист сразу заметит правообладателя но не автора оправа волос ли может быть не только автор о чем я сейчас говорю в ряде ситуаций когда скажем произведение исполняется на подобии того же самого сорта или произведение как-то миксуется с другими произведениями как это происходит на радио эфире права принадлежат не только автор ну и получается тому кто это произведение обработал оркестру который сыграл моцарта или радио которая сделала подборку выпустил ее в эфир в таком случае нельзя говорить про авторские права потому что автора здесь никак не привлечешь говорят о правах смежных с авторскими или кратко смежных правах эти права чаще всего применяются отношении композиторов и исполнителей их произведений соответственно когда какой-то американский оркестр в девяносто пятом году исполнил моцарта он передал свои права звукозаписывающей компании звукозаписывающая компания продает диски с этой записью американский оркестр играет реквием моцарта и не подозревает что в социальную сеть вконтакте вася пупкин уже загружает записи с этого диска с гора блин и так называемой программы аудио граббер а через несколько лет когда социальная сеть вконтакте становится популярной звукозаписывающая компания обнаруживает этот трек в общем доступе подает ходатайство вконтакте и вконтакте чтобы не нарушать смежные права этот трек оттуда удаляет так и происходит вот эти заметные события наподобие удаления моцарта по требованию правообладателя правообладатель здесь не моцарт ни в коем случае но звукозаписывающая компания и оркестр который его исполнил итак мы познакомились с авторскими правами и уже успели заметить их основной недостаток авторские права хотя концепция сама неплохая и очень непротиворечивое авторские права возникают у любого желающего кто сможет их доказать соответственно всегда будет спор между авторами о том кто из них на самом деле у кого сплагиатил произведения и никогда не будет однозначного ответа кто виноват и что делать поэтому следующий механизм защиты интеллектуальной собственности с которым мы познакомимся
|
Категория: Авторское право | Добавил: UrokZakona (05.04.2018)
|
Просмотров: 243
| Рейтинг: 0.0/0 |