мы поговорим про договоры сделки и про текущую договорную работу в вашем стартапе юристы странные люди они говорят что договор сделка обязательства это разные вещи и даже пишут про это книги несколько из них стоит за моей спиной но на самом деле здесь действительно есть над чем задуматься и вам это обязательно пригодится лучше знать многие вещи заранее и я об этом вам сейчас расскажу что же такое договор договор это не просто некая формальность это бумага которая фиксирует ваши с вашим контрагентам то есть с другой стороной договора намерения относительно того что же вы с ним собираетесь как же вы с ним собираетесь взаимодействовать у вас могут быть одни мысли по поводу того что вы будете делать и что вы за это получите у вашего контрагента могут быть совершенно другие идеи и только заключив договор вы узнаете что на самом деле хочет другая сторона именно поэтому договор делается в нескольких экземплярах но все они идентичны отсюда идет и структура договора это соглашение в котором указывается кто с кем о чем договорился и под которым подписываются соответственно обе стороны но заключение договора если мы будем говорить про юридическую сторону вопроса это не одно действие юристы делит его на несколько во-первых одна сторона направляет другой стороне оферту то есть предложение если вы конечно с своим скажем другом васей заключаете договор о том что установите ему windows 10 на компьютер за 500 рублей рф то здесь не такой большой имеет значения какая оферта и что с ней было дальше например когда вы приходите в магазин скажем билла и видите там на йогурте надпись акция купи два за 50 рублей берете эти йогурт и пробиваете на кассе а потом видите на чеке что за два йогурта с вас взяли 100 рублей вы можете оперировать к тому что ценники магазине представляют собой публичную оферту а значит это оферта которая направлена всем посетителя магазина и вы как посетители магазина приняли эту оферту то есть заключили с магазином договор купить йогурт за 50 рублей за 2 упаковки соответственно они обязаны продать вам по этой цене йогурт даже если у них какие-то сбои в системе вот в чем суть оферты когда вы принимаете оферту это действие называется акцепта юристы говорят акцептовать оферту то есть согласиться на ее условия как вариант вы можете не принять оферту на существующих условиях и направить встречную оферту если может быть вы видели в некоторых меню часто встречается надпись не является офертой является рекламой что имеется ввиду что если них в меню чего-нибудь не окажется вы можете сказать это оферта здесь написано клубничный смузи 200 рублей я плачу 200 рублей я хочу смузи и меня абсолютно не касается где вы найдете клубничные смузи в якутске и зимой соответственно чтобы избежать такого такой трактовке меню кафе и рестораны пишут часто что это лишь и реклама а значит она не обязательно содержит в себе все важные условия а важным условием в данном случае является то чтобы клубничного смывание зимой не бывает и так вы заключили договор как только вы акцепта вали оферту но это еще не все в первую очередь договор эта сделка то есть это некий права и обязанности который возникает и у вас и у другой стороны соответственно в любом договоре обязательно будет что-то что одна из сторон должна сделать бывают безвозмездный договор например договор дарения я обязуюсь подарить пейте тысячи рублей как бы пейте здесь вроде бы ничего не должен сделать ночь юридической точки зрения он все равно должен принять но подарок а может это и не сделать и тогда мой договор дарения не получится соответственно любой договор это права и обязанности у двух сторон когда вы заключили договор вы должны его исполнить и здесь уже соответствии с договором нужно смотреть какие у вас возникают обязанности какие права и в какой очередности они должны удовлетворяться ну будем считать что ваши обязанности исполнены например ваш друг согласился встретиться с вами и поставить windows к нему на компьютер во вторник вы приходите к нему и все устанавливаете как положено разумеется с лицензионного диска и сплачивается он с вами самые настоящие купюры в 500 рублей с юридической точки зрения то что вы сделали вы выполнили в данный момент работу должно как-то тоже быть закреплено с его стороны закрепляется передача денег ведь наверняка он скажет если он юрист не на спасибо возьми 500 рублей а вот 500 рублей теперь напиши мне расписку о том что ты их получил точно так же и вы можете попросить от него расписку о том что он не имеет претензий к тому как вы установили ему windows что он доволен результатом выполненных нами работ и что он считает что 500 рублей вы полностью отработали если мы говорим про серьезный бизнес там такой документ называется акт расписку за 500 рублей там не требуют потому что эти деньги переводятся через систему расчетных счетов и автоматически фиксируется через банк кто кому и что перевел а вот расписка за выполненной работы действительно существует такие документы называют первичной отчетностью или бухгалтеры называют их первичкой их очень важно сохранять в отличие от самого договора потому что если договор выполнен кто единственное зачем он может вам понадобиться это лишь для архива а вот первичная документация может понадобиться налоговый случай проверки потому что именно по ней они будут смотреть так вы выполнили работы на такую-то сумму соответственно вы получили деньги вы получили деньги не просто так а за то что вы что-то сделали и вот акт если вы просто получаете деньги на расчетный счет и при этом не можете показать за что вы их получили к вам могут возникнуть соответствующие вопросы значит вы поняли что первично документацию нужно хранить и по законы и нужно хранить достаточно долго более того ее нужно всегда требовать даже если другая сторона сказала она но все устраивает вот ваши деньги к ней относится помимо акта приема-передачи выполненных работ о котором я уже говорил так же акт приема оказанных услуг и такой документ как товарная накладная то есть документ в котором указано передача товаров скажем если вы не установили человеку windows а продали ему компьютер то там будет указано что вы поставили ему такой то компьютер в такой-то день и он его принял и подписался что компьютер был ему передам с юридической точки зрения это необходимо для того чтобы каждое действие по договору сопровождалось каким-то документом у сторон не просто так возникает права и обязанности потому что он что-то сделал не значит я теперь должен что-то сделать свою очередь нет если он что то сделал у меня должны либо появится деньги на счету либо появится бумага на основании которой я в свою очередь должен что-то выполнить замену и именно эти документы формируют бухгалтерскую отчетность на основании которой подается отчетность в налоговую и соответственно которую нужно хранить потому что налоговые не всегда нравится отчетность которых не попадает иногда она приходит и хочет убедиться сама в некоторых аспектах вашей деятельности и как раз в этот момент вам и пригодится то огромное хранилище первичной документации которая ваш бухгалтер в кабинете залил и так повторим основные элементы сделки направляется оферта оферта акцепту ица заключается соответственно договор договор исполняется подписывается документации первичной отчетности переводится деньги в счет оплаты если конечно это было не оплата до выполнения услуг не предоплата после того как все деньги переведены все документы подписаны вы можете считать договор выполненным и смело его отправлять в архив главное не выбраться первичную документацию если что-то на каком-то из этапов пошло не так то дальше стрелочка поведет нас к таким документам как исковое заявление и ему подобное расскажу еще немного про систему безналичных платежей раз я уже начал поэтому вопрос что-то упоминать дело в том что платежи бывают двух видов можно заплатить за что то наличными деньгами как мы делаем каждый день можно заплатить за что то по безналичному расчету то есть дать банку поручения перевести с нашего счета на чей-то чужой счет определенную сумму денег между гражданами конечно очень распространён наличный расчет кроме случаев когда используются кредитка но вот между предприятиями между юридическими лицами используется расчет безналичный почему потому что в государство стимулирует бизнес вести расчет только через банки чтобы видеть все проводки которые были сделаны соответственно чтобы предприятие не утаивали объемы своих прибылей и платили полностью все налоги из-за этого наличный расчет площади редко встречается в практической жизни кроме случаев когда нужно сделать какие-то мелкие работы за наличные скажем когда у нас в офисе сломалась сломался унитаз и нам нужно найти слесари конечно мы можем найти слесаря и п которая ведет свой расчет по безналу но в москве я думаю это большая редкость и гораздо проще договориться с кем-то из знакомых за живые деньги для этих целей во многих предприятиях существует некий объем и наличности чаще всего это просто деньги учредителей или какие-то неучтенные средства здесь я сразу вам скажу что многие подвергаются соблазном обналичивать свои деньги чтобы таким образом например платить зарплату сотрудникам в конверт я не буду распространяться о конкретных способов но дело это не очень хорошая в первую очередь потому что таким образом могут реализовываться преступное средства то есть предлагая кому-то свои деньги для обналичивания можно попасть в цепочку посредников которые связаны с преступностью может быть даже с организованной и соответственно попасть на карандаш правоохранительным органам даже об этом не знаю соответственно когда вы решите обналичить часть своих денег чтобы заплатить условному сантехнику вася эти деньги пройдут через игил попадут в руки какого-нибудь террориста которого потом схватят агент фсб и соответственно государства узнает о вашем существовании совершенно не в том ключе в котором вы бы хотели и такие риски сопровождают всех кто занимается обналичиванием денежных средств поэтому я как юрист не советую вам заниматься на ли чего не им денег со своих расчетных счетов и если у вас появилась необходимость рассчитаться с кем-то живыми деньгами лучше отложите свои деньги лишний раз заплатите налог но будьте совершенно уверены в завтрашнем дне.
|