Современное определение саморегулирования звучит следующим образом. Саморегулирование – это легитимное регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, c четко регламентированным вмешательством государства.
В Законе «О саморегулируемых организациях» дается следующее определение: «СРО – это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида».
Современное саморегулирование предполагает установление строгих правил игры участников рынка, включая и санкции за нарушение этих правил, и механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка. Все это в определенной степени ограничивает свободу экономических агентов – участников СРО. Но с другой стороны – правила игры и сами разрешения конфликтов и споров осуществляются самими участниками рынка, без прямого вмешательства государства, но под его присмотром.
Уникальность СРО состоит в том, что, с одной стороны, подобные организации фактически берут на себя государственное регулирование. Но в то же время их деятельность абсолютно не противоречит нормативам, созданным государством. На современном этапе развития экономики саморегулирование представляется наиболее совершенной моделью взаимоотношений производителей товаров и услуг и их потребителей. СРО производителей с одной стороны защищают интересы своих участников как на рынке, так и перед государством. В то же время СРО очень избирательно подходят к собственным членам. Ведь основной принцип современного СРО – материальная ответственность за каждого субъекта, входящего в него. А значит, число случайных, некомпетентных и непрофессиональных и попросту мошеннических компаний, предпринимателей и фирм в СРО будет сведено до минимума – СРО будет невыгодно принимать в свои ряды «темные и серые» бизнесы, неся за них солидарную материальную ответственность.
Государство в данном случае, просто лицензируя участников рынка, не имеет возможности постоянно контролировать их последующую деятельность.
Потребитель, вступая в деловые отношения с участником СРО, очевидно, выигрывает – любые ошибки, недочеты и недоделки поставщика и производителя на основании выставленного к члену иска могут быть компенсированы его СРО. В то время как государство – лицензиат перед потребителями практически никакой ответственности не несет, а значит, и компенсаций потребителю не выплачивает.
Первыми саморегулируемыми профессионалами стали врачи. Клятва Гиппократа – это реальный кодекс поведения и качества оказания услуг как предтеча современного СРО.
В исторической ретроспективе видно, что свое регулирование участники рынка строили без участия государства, без участия власти, институтов потребителей.
Еще в Средневековье ремесленники близких родственных профессий объединялись между собой, причем единственная нужда для такого ведения была прежде всего в том, чтобы договориться о неких стандартах деятельности. Говоря примитивно, чтобы гайка одного цеха находилась бы в одном стандарте с болтом другого цеховика и чтобы они могли их между собой сопрячь. Одновременно такой процесс, как обсуждение стандартов деятельности, привлекал, естественно, внимание и потребителей, поэтому и потребитель участвует в этом процессе, по крайней мере в тех случаях, когда вопрос касался безопасности или здоровья граждан.
Наиболее яркий и интересный пример современного зарубежного саморегулирования – это система регулирования рекламы в США. В начале века в перенасыщенной уже тогда различными товарами и услугами Америке зрело общественное недовольство качеством рекламы, ее неэтичностью и попросту недостоверностью. Граждане свободного государства все чаще говорили о том, насколько необходимо и важно навести порядок в сфере рекламы. Так, в 1906 – 1912 годах в США были созданы «комитеты бдительности». Их задача заключалась в выявлении случаев недобросовестной с точки зрения потребителей и конкурентов рекламы и воздействие на рекламодателей и рекламораспространителей с целью улучшения качества рекламы. Комитеты хоть и создавались по инициативе «сверху», были общественными, а не государственными организациями. Таким образом, бизнес сам совместно со СМИ включился в борьбу с неэтичной и неправдивой рекламной информацией. Комитеты проводили регулярный мониторинг рекламных сообщений. Разрабатывали кодексы честной рекламы, вели переговоры с рекламодателями с целью изменения рекламных сообщений, которые вызывали нарекания со стороны потребителей.
В результате долгой и кропотливой работы на сегодняшний день в Соединенных Штатах функционирует эффективная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. О результативности работы комитетов, которые сегодня называются «БББ» (Better Business Bureau), говорит хотя бы тот факт, что в США так и не было принято федеральное законодательство, регулирующее рекламу, за исключением рекламы продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака.
В связи с тем, что американское общество все чаще жалуется на недостоверность и неэтичность рекламы в сетях Интернет, власти предложили бизнес – сообществу самостоятельно урегулировать с потребителями и эти вопросы. Так, уже разработана концепция функционирования независимого бюро по контролю и регулированию деятельности рекламодателей и рекламопроизводителей в Интернете.
Практически весь малый и средний бизнес в странах Европы, США, Канады регулируется СРО. Кого ни возьмешь – стоматологов, акушеров, фармацевтов, производителей пива, фермеров, парикмахеров, – любой профессионал, любая даже микрофирма является членом того или иного отраслевого СРО. Поэтому местные потребители получают только качественный товар и сервис. Они едят штрудели, пьют действительно живое пиво и настоящий сок. И при этом ни в Европе, ни в США нет такого количества институтов сертификации и лицензирования, нет такого огромного штата чиновников, поставленных для контроля за выполнением правил и стандартов бизнеса, как в нашей стране.
В России в 1864 году принцип самоуправления был положен в основу такого правового института, как адвокатура и коллегия адвокатов. Еще прообразом СРО можно по праву считать созданную в 1870 г. Московскую биржу. Согласно уставу, на ее представительный орган – биржевой комитет – возлагалась защита интересов биржевого сообщества перед государственными и общественными организациями. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат, причем издавна.
В 90 – х годах ХХ века о саморегулировании вспомнили, когда законодательно оформляли принципы деятельности и контроля за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также оценщиков. Тот же принцип заложен и в концепцию Федерального закона “Об инвестиционных фондах”, принятого в 2001 году. Новая история российских СРО пока ограничивается Законом «О саморегулируемых организациях», вступившим в силу с 1 декабря 2007 года. Его суть: государство делится функциями контроля и отраслевого регулирования в пользу СРО, сохраняя при этом за собой функцию надзора за поведением участников рынка.
Полноценно модель СРО в нашей стране реализована пока только в двух видах деятельности: деятельности арбитражных управляющих и оценочной деятельности – именно в этих сферах установлено обязательное участие в СРО взамен лицензированию.
В одном из своих выступлений министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина перечислила наиболее перспективные для саморегулирования сферы бизнеса. Она назвала кадастровую, бухгалтерскую, строительную и туристическую деятельность. При этом бизнес – сообщество уже ратует за введение СРО в сельском хозяйстве, транспорте, связи, рыболовстве, страховании и даже оптовой и розничной торговле. Во многих регионах предприятия самых разных сфер бизнеса и существующие их объединения и союзы уже начинают примерять себя к роли СРО, разрабатывают проекты нормативов и правила саморегулирования. И теперь они ждут главного шага от исполнительной власти, который позволит им реально получить в установленном законе порядке статус СРО.